• Словарь терминов

Система управления обучением

Система управления обучением (learning management system, LMS) — платформа или программное приложение, предназначенные для интеграции инструментов обучения, а также администрирования, управления и распространения образовательных и информационных материалов, формирования аналитики и отчетности.

Основная задача — замена изолированных и разрозненных учебных программ на систематизированные методики по оценке и улучшению компетентности и уровня производительности в масштабах организации.

Нередко встречается и термин «система дистанционного обучения (СДО)», так как система управления обучением используется в первую очередь для дистанционного обучения или дистанционной поддержки учебного процесса. Тем не менее функциональность системы позволяет эффективно администрировать программы, реализуемые как в дистанционном формате, так и в смешанном1.

Кроме того, современные системы управления обучением могут дополняться другими технологиями, такими как система управления профессиональной подготовкой (training management system, TMS), когда управление обучением осуществляется под руководством преподавателя, и хранилище учебных записей (learning record store, LRS) — система, которая отслеживает все действия пользователей: открыл видеофайл, поставил на паузу, перемотал видео до конца, повторно просмотрел видеофрагмент, открыл тест, правильно или неправильно ответил на тестовый вопрос и т. д.

В зависимости от размещения данных платформы делятся на стационарные, которые устанавливаются на серверы организации, и онлайн, которые хранят информацию в облаке. Онлайн-платформа позволяет быстро запускать курсы, экономя время и деньги: не нужно иметь сервер для установки ПО, платить специалистам за его настройку и ждать, когда все заработает. Платформа с установкой на сервер требует немалых ресурсов для обслуживания, но зато данные компании не выходят за ее пределы.

В зависимости от решаемых задач платформы могут быть универсальными или узкоспециализированными. Универсальные предлагают стандартный набор инструментов для бизнеса в любой отрасли, специализированные позволяют делать более тонкую настройку.

Функции LMS в системе, ориентированной на обучающегося:

► размещение электронного учебного контента, разработанного в различных форматах;

► регистрация обучающихся, сбор данных и отслеживание хода обучения;

► разграничение уровней доступа к учебным материалам;

► контроль процесса обучения, в том числе хронология действий слушателя и контроль выполнения заданий;

► взаимодействие и коммуникация участников процесса обучения;

► создание нового электронного учебного контента, а также оценка эффективности обучения.

Возможности LMS2

 Возможности LMS

Пример LMS в Корпоративном университете Сбербанка

Виртуальная школа Корпоративного университета Сбербанка — инновационная digital-платформа, которая использует современные инструменты и сервисы, например:

► персонализированные рекомендации по развитию компетенций, основанные на истории обучения пользователей и ранее изученных материалах;

► автоматическое назначение сотрудникам динамической траектории обучения с первого дня приема на работу, виртуальный алгоритм сопровождения новичка на всех этапах первичного обучения;

► конструктор Small Private Online Courses (SPOC), который позволяет методологам программ формировать образовательные траектории из материалов разного формата с возможностью последующего анализа поведения пользователей;

Платформа разработана на открытом программном коде, поддерживает современный стек технологий, позволяет получить максимально гибкое решение.

В 2017 году Корпоративный университет Сбербанка перешел на централизованную систему управления HR-циклом и обучением SuccessFactors. Виртуальная школа позволяет осуществлять одно- или двусторонний обмен информацией о процессе и результатах обучения слушателей. В свою очередь с Виртуальной школой интегрированы внешние образовательные платформы и решения, также поддерживающие обмен статистическими данными. В итоге вся информация о зачислении/отчислении и результатах обучения слушателей аккумулируется в Виртуальной школе и может передаваться как в ту, так и другую сторону.

 Возможности LMS

Мировые примеры систем управления обучением

TALENTLMS

Облачная платформа с возможностью брендирования и персонализации, интеграция с доменом компании. Интуитивно понятный интерфейс как для создателей и редакторов учебного контента, так и для пользователей. Редкое решение корпоративной LMS, которое подойдет и самозанятым, и огромной корпорации.

Основные функции:

► полнофункциональная отчетность
с возможностью создания
собственных отчетов;

► аналитика;

► автоматизированные действия;

► поддержка SCORM, xAPI;

► управление сертификатами;

► полнофункциональный редактор курса;

► каталог курсов;

► магазин курсов;

► брендинг;

► настраиваемые поля;

► настраиваемая домашняя
страница права доступа;

► экзаменационный движок;

► обмен файлами;

► система выставления оценок;

► индивидуальный план обучения;

► поддержка нескольких порталов;

► поддержка обучения с наставником (ILT);

► мобильная версия;

► уведомления;

► управление регистрациями;

► система тестирования;

► веб-конференции.

DOCEBO

Облачная платформа с возможностью поддержки нескольких каналов для разных видов пользователей: реселлеров, дилеров, внутренних сотрудников и внешних студентов и т. д. Поддержка нескольких учебных порталов, видов авторизаций, развернутая сеть администрирования, интеграция с CRM (система автоматизированного управления процессов взаимодействия с клиентами).

Основные функции:

► полнофункциональная отчетность
с возможностью создания
собственных отчетов;

► управление сертификатами;

► поддержка SCORM, xAPI;

► каталог курсов;

► создание правил регистрации;

► учебный план;

► конструктор MOOC;

► возможность обучения
внешних студентов;

► блог;

► магазин курсов;

► возможность подключения
нескольких доменов;

► геймификация;

► уведомления;

► права доступа.

SAP LITMOS

Сильная сторона этого решения — широкий спектр инструментов для быстрого создания геймифицированного контента, а также сквозная система организации файлов и модулей. Безопасность и доступность контента обеспечивается стандартами SCORM и xAPI. Еще одно преимущество — глубоко настраиваемая аналитика .

Основные функции:

► множество инструментов
для создания контента;

► интуитивно понятный интерфейс;

► брендирование;

► викторины/опросы/тесты;

► магазин курсов;

► поддержка SCORM, xAPI, AICC;

► поддержка обучения с наставником;

► отчетность в реальном времени;

► геймификация;

► сообщения и уведомления;

► управление сертификатами.

ISPRING LEARN

Коробочное решение для организаций с понятным интерфейсом и возможностью персонализации и брендирования. Удобный календарь для составления расписаний, простая система загрузки курсов, поддержка множества форматов (включая Flash/ HTML5, аудио/видео, документы). Полный контроль над учебным процессом, развернутая аналитика. Готовый магазин для продажи курсов и безлимитное хранилище.

Основные функции:

► соответствие стандартам SCORM и xAPI;

► управление контентом;

► управление пользователями;

► управление сертификатами;

► календарь событий;

► управление заданиями;

► отслеживание заданий;

► расширенная отчетность;

► учебная аналитика;

► отслеживание прогресса и завершения;

► данные в реальном времени;

► уведомления;

► контроль доступа и пользовательские роли;

► брендирование;

► каталог курсов;

► геймификация;

► офлайн-доступ;

► магазин курсов;

► чат и веб-конференции.

LEARNUPON

Мощное, практичное, настраиваемое решение, удобное и для создателей контента, и для его администраторов. Поддержка большого количества форматов и способов проверки и оценивания знаний. Расширенная аналитика и система прав доступа пользователей.

Основные функции:

► геймификация;

► поддержка нескольких учебных порталов;

► соответствие стандартам SCORM и xAPI;

► вебинары;

► группы пользователей;

► инструменты отчетности;

► автоматизация выдачи сертификатов;

► викторины, опросы, тестирование;

► инструменты продажи курсов;

► новости и объявления;

► субтитры;

► вопросы с таймером;

► рейтинги и доски лидеров;

► форумы;

► автоматизация задач;

► интеграция с CRM.

Стандарты для создания и интеграции контента в LMS3

AICC (Aviation Industry CBT Committee) — самый первый стандарт электронного обучения. Более современной его версией является стандарт SCORM.

SCORM (Sharable Content Object Reference Model) — сборник спецификаций и стандартов, разработанный для систем дистанционного обучения. Содержит требования к организации учебного материала и всей системе дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные программы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств они были созданы.

xAPI (tin can API, experience API) — стандарт нового поколения, представляющий собой спецификацию программ в сфере дистанционного обучения, которая позволяет обучающим системам общаться между собой путем отслеживания и записи учебных занятий всех видов. Информация об учебной деятельности сохраняется в специальной базе — хранилище учебных записей LRS (learning record store).

LTI (learning tools interoperability) позволяет встроить удаленный сервис непосредственно в электронный курс на стороне системы управления обучением, что устраняет необходимость множественных авторизаций и работы в различных интерфейсах.

Система управления учебным контентом

Система управления учебным контентом (learning content management system, LCMS) — программа, управляющая созданием, хранением, первичным и повторным использованием учебных материалов.

Основная направленность LCMS — учебный контент. LCMS предоставляет авторам, дизайнерам и экспертам инструменты для более эффективного создания учебных материалов. Главная бизнес-задача, решаемая LCMS, — создание требуемого контента за требуемое время для удовлетворения потребностей обучения.

LMS и LCMS: различия и сходства4

LMS

LCMS

1. Для кого предназначена?

Все учащиеся;
организация

Разработчики контента;
учащиеся, которым
нужен персонализированный
контент

В основном обеспечивает управление:

Учебный процесс;
требования к обучению;
учебные программы и
планирование

Учебный контент

Управляет e-learning

Да

Да

Управляет традиционными
формами обучения

Да

Нет

Отслеживает результаты

Да

Да

Поддерживает совместную
работу учащихся

Да

Да

Включает управление
профилями обучения

Да

Нет

Предоставляет возможность
системам HR и ERP
использовать данные обучения

Да

Нет

Расписание мероприятий

Да

Нет

Анализ профилей
компетенций / карты знаний

Да

Нет

Уведомления о регистрации
на программу, требованиях
для просмотра и уведомления
об отчислении

Да

Нет

Создание вопросов и
управление тестами

Да

Да

Поддержка динамического
предварительного тестирования
и адаптивного обучения

Нет

Да

Поддержка создания контента

Нет

Да

Организация многократно
используемого контента

Да

Да

Средства документооборота
для управления процессом
создания контента

Нет

Да

Разработка средств
навигации по контенту
и пользовательского интерфейса

Нет

Да

Критерии выбора онлайн-платформы

Необходимо определиться с целью, которую важно достичь для бизнеса, организуя обучение.

1. Сформулировать ключевые задачи, которые необходимо решить. Нужно обучать своих сотрудников или клиентов? Создавать обязательные траектории обучения или делать каталог курсов по выбору?

2. Какой бюджет реально выделить на онлайн-платформу? Траты могут быть не только прямыми (например, ежемесячный платеж за использование сервиса, который зависит от функционала и количества пользователей), но и скрытыми (такие как время на обучение персонала работе с платформой, техническая поддержка, обновления).

3. Сколько времени необходимо выделять на подготовку и упаковку контента? От этого зависит, нужна ли платформа с большой библиотекой шаблонов для создания учебных материалов или достаточно возможности интегрировать в курсы контент разного формата.

4. Кто будет заниматься размещением материалов, администрированием, контролем прохождения курса? Будет ли это специально обученный человек, или эти обязанности делегируются любому сотруднику? Ответы на эти вопросы тоже определяют необходимый функционал платформы: возможности персонализации интерфейса, форум для коммуникации и т. д.

Чек-лист по выбору LMS

Проверить, обладает ли LMS следующими техническими характеристиками:

☐ интегрируется с корпоративными системами;

☐ справляется с нужным количеством входящих пользователей;

☐ персональные данные хранятся в соответствии с законодательством РФ;

☐ совместима с приложениями по разработке дистанционных курсов в разных стандартах (SCORM, xAPI и т. д.);

☐ есть возможность назначать разные роли и уровни доступа пользователям;

☐ обладает достаточным хранилищем для загрузки курсов, не ограниченных размером;

☐ поддерживает мобильное обучение: курс воспроизводится на различных устройствах (в том числе офлайн);

☐ совместима с современными браузерами и ОС;

☐ поддерживает нужные языки;

☐ дизайн системы и ее элементов можно адаптировать под нужды компании (например, под фирменный стиль).

Проверить удобство создания и администрирования контента:

☐ интегрируется с корпоративными системами;

☐ поддерживает необходимые форматы контента, например курсы SCORM, видео, аудио, PowerPoint, HTML5, Word, PDF, курсы с элементами микрообучения (с. 128) и адаптивное обучение (с. 10);

☐ предлагает качественную аналитику и отчеты, которые можно точно настроить под потребности компании;

☐ позволяет проводить и записывать вебинары;

☐ содержит элементы геймификации (с. 34);

☐ поддерживает социальные инструменты: форумы, чаты, комментарии;

☐ предлагает функции обратной связи с преподавателями и администраторами курса;

☐ предлагает инструменты тестирования пользователей;

☐ можно создать базу знаний: книги, видеоуроки, статьи, справочные материалы;

☐ позволяет рассылать уведомления пользователям;

☐ курсы можно объединять в различные траектории обучения;

☐ курсы можно назначать или делать открытыми.

Источники

  1. Ellis R. K. — ‘’Field Guide to Learning Management, ASTD Learning Circuits’’, 2009

  2. Гринберг Л. — «LMS и LCMS: В чем разница?», 2002

  3. Блог «Инструменты электронного обучения» — «Как дружат электронные средства обучения», 2015

  4. Гринберг Л. — «LMS и LCMS: В чем разница?», 2002