• Словарь терминов

Роли в современном корпоративном обучении

Роли в современном корпоративном обучении (roles in modern corporate learning) — совокупность профессиональных компетенций специалистов, обеспечивающих процесс корпоративного обучения.

Правильное соотношение должностей и ролей для каждого специалиста обеспечивает гармонию между функциональностью и компетенциями как в случае отдельного работника, так и для всей команды, отвечающей за организацию корпоративного обучения.

За последние два десятилетия произошло существенное переосмысление ключевых ролей в процессе организации корпоративного обучения. Традиционный подход к организации корпоративного обучения состоял в разделении обучения для двух категорий: для массовых специальностей и для руководителей.

Обучение сотрудников
массовых специальностей

Обучение руководителей

Осуществлялось подразделениями T&D, сотрудники которого специализировались на организации процесса обучения, и тренерами, которые могли быть частью этих подразделений (в крупных компаниях) или приглашались со стороны.

Функции сотрудников T&D включали:

►поиск тренеров под уже заданную бизнесом программу

►планирование групп

►подготовку отчетности о прохождении сотрудниками обучения

Проводилось на программах обучения руководящих кадров бизнес-школ или на открытых программах тренинговых компаний.

Задачей подразделения T&D была административная поддержка такого обучения по выбранной самим участником (или его руководителем) программе

Основные тренды изменения ролей в корпоративном обучении и их причины

Трансформация отделов T&D

Быстро изменяющаяся природа бизнеса требует трансформации T&D из поддерживающего подразделения в бизнес-партнера, который имеет собственные компетенции для того, чтобы предложить образовательные решения для поддержки реализации стратегии компании. Экспертиза по технологии обучения, а часто и по контенту, переносится внутрь компании из прежних аутсорсинговых решений (трансформация T&D из тренингового центра в функцию L&D как партнера бизнеса).

Включение обучения в EVP компании

Возможности для постоянного обучения становятся существенной частью ценностного предложения работодателя (employer value proposition, EVP) — конкуренция на рынке труда за лучших сотрудников требует построения системы внутреннего обучения и содержательной поддержки обучения за пределами компании (усиление роли L&D как куратора внешнего образовательного контента).

Развитие системы профессиональной и экспертной подготовки

Рост доли сотрудников компаний на «экспертных» карьерных треках (отличных от массовых специальностей и руководителей) требует развития системы профессиональной подготовки (hard skills) для этих сотрудников. Обучение ценностям и процессам компании будет недостаточным для поддержания актуальности их знаний и навыков, которые становятся ключевыми для обеспечения конкурентоспособности компании.

Собственная экспертиза решений в области электронного обучения

Радикальное изменение технологий образования, развитие цифровых решений требуют наличия экспертизы в этой области внутри компаний.

Появление новых позиций, связанных с корпоративным обучением

Возникновение новых специалистов связано с появлением цифровой образовательной среды (например, мессенджерами, для которых требуются методисты и модераторы мобильного тренинга); с изменившейся схемой приоритета обучения; с потребностью в коммуникации между методистами и клиентами (ее осуществляют контент-менеджер и эксперт в предметной области).

Новая ролевая система в корпоративном обучении

Трансформация L&D в экспертную функцию, обслуживающую внутренних клиентов, сближает систему ролей в корпоративном обучении с таковой в компаниях профессиональных услуг, в первую очередь консалтинговых. Важное значение приобретает гибкость и в то же время точность сочетания роли специалиста с его должностью.

Руководитель по группе клиентов (клиентский директор) (learning leader, LL / client director)

Функции

Обеспечивает регулярную коммуникацию между подразделением L&D и бизнес-подразделениями, выступая, как правило, в функции «одного окна» для внутреннего заказчика обучения. Отвечает за:

►получение заказа на обучение или создание образовательных решений в области самообразования;

►передачу заказа тем, кто будет разрабатывать образовательное решение;

►совместную работу с разработчиками по созданию решения, в максимальной степени удовлетворяющего потребности клиента.

Роль

Проактивная работа L&D подразумевает, что руководитель по группе клиентов напрямую общается с руководителями бизнес-подразделений — внутренних заказчиков обучения, в том числе посещает регулярные совещания подразделения, участвует в разработке плана реализации стратегии и годовых планов подразделения.

В традиционных бизнес-школах данная позиция называется клиентский директор и подразумевает поиск и ведение компаний-клиентов, включая подбор академического руководителя программы из школы или за ее пределами, организацию работы менеджеров поддержки обучения, решение вопросов по контрактам и финансированию (расчетам).

Директор программы (program director)

Функции

Руководит разработкой программы (как контента, так и выбором технологических решений для обеспечения эффективности обучения).

Роль

Находясь в прямом контакте с ответственным за содержание программы со стороны заказчика, обеспечивает мониторинг реализации программы, трансформирует ее на основе обратной связи, подбирает преподавателей и руководит их работой.

В бизнес-школах должность часто называется «академический директор программы», что, с одной стороны, подчеркивает ответственность за контент программы, а не общее административное сопровождение и работу с клиентом, а с другой — отражает тот факт, что директорами программ, как правило, были преподаватели школы. В настоящее время в ведущих бизнес-школах штатные преподаватели практически полностью концентрируются на проведении исследований, разработке и преподавании собственных курсов, в то время как функцию академического директора программ могут выполнять фрилансеры или профессора-практики, имеющие опыт работы в отрасли клиента или по его проблематике.

Разработчик образовательных решений / педагогический дизайнер (learning experience designer / instructional designer)

Функции

Разработка методологии и способа реализации образовательного решения.

Роль

Самостоятельно или во главе команды разрабатывает образовательное решение, которое представляет упорядоченную целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и заданным процессом его осуществления. Начиная с детального определения потребности клиента и заканчивая оценкой эффективности.

Преподаватель (faculty member)

Функции

Создает учебно-методические материалы по программе и ведет на ней занятия (при дистанционной форме — проверяет работы, проводит вебинары и т. п.).

Роль

Обеспечивает взаимосвязь и обратную связь с обучаемыми, с потребителями учебных материалов и образовательных программ.

Изменение роли преподавателей позволяет им участвовать в определении контентапрограммы в группе под руководством директора программы.

Эксперт в предметной области (subject matter expert)

Функции

Участвует в создании программы под руководством программного директора.

Роль

Обеспечивает соответствие программ и учебного процесса лучшим практикам и трендам предметных областей. Если программа сфокусирована на изучении или освоении навыков по одному предмету — это директор программы. Если программа имеет комплексный характер (включает курсы/модули из различных предметных областей), директор программы работает с несколькими экспертами по различным предметам / областям знаний или навыков.

В данной роли могут выступать бывшие или действующие сотрудники, детально знакомые как с процессами работы данной функции внутри компании, так и лучшими практиками и мировыми трендами. Они отличаются от преподавателей/тренеров, больше вовлеченных в учебный процесс, чем в разработку программы и мониторинг трендов развития предметной области. Аналогичное различие наблюдается в университетских бизнес-школах: есть преподаватели, которые ведут именно научную работу и занимаются экспертизой передового края (research-track / tenured faculty), и преподаватели,специализирующиеся именно на обучении (teaching-track faculty).

Эксперт по образовательным технологиям (решениям) (learning technology expert / learning solution expert)

Функции

Выбор технологий (решений) для реализации программы с заданными характеристиками. Наиболее востребованы эксперты по цифровым образовательным решениям, цифровым платформам и новым технологиям (виртуальной реальности и т. п.).

Роль

Синергия ИТ и образовательной экспертизы.

Выделение данной роли, как и становление профессии, связано с появлением сложных цифровых образовательных платформ (Blackboard, Moodle и др.) и МООС (Coursera, edX и др.).

Эксперт в области аналитики обучения (learning analytics expert)

Функции

Ведение и анализ аналитики обучения (learning analytics) и результатов обучения (learning outcomes).

Роль

Встроить обучение в процесс развития талантов, в том числе предсказывать на основе предиктивной аналитики, какие программы и для каких сотрудников будут давать наибольшую отдачу для бизнеса.

Роль, появившаяся недавно и связанная с обработкой больших данных. Анализируются данные о процессе обучения: частота обращения к единице контента, скорость ее освоения, качество вопросов (по их способности различать слушателей с разной степенью подготовки/обучаемости/успешности обучения) и т. п. Цель такого анализа — повышение качества учебно-методических материалов для роста эффективности обучения. Данные о результатах обучения представлены в виде итогов тестирования/выполнения заданий или проектов слушателей, опросов их удовлетворенности, опросов их руководителей об изменениях в наблюдаемых навыках и поведении обучившихся и т. п.

Менеджер процесса обучения (delivery manager)

Функции

Предоставляет организационную поддержку процесса обучения (зачисление и отчисление слушателей, техническая помощь им и преподавателям в процессе обучения подготовка аудиторий и оборудования и т. п.).

Роль

Поддержка взаимосвязей на базовом уровне организации обучения.