• Словарь терминов

Микрообучение

Микрообучение (microlearning) — метод обучения, при котором контент подается небольшими частями, каждая из которых имеет одну конкретную цель, и ее выполнение занимает совсем немного времени.

Преимущество микрообучения заключается в том, что оно хорошо запоминается. Одна единица микроконтента должна фокусироваться на решении одного аспекта и использоваться в дальнейшем как напоминание. Например, маловероятно, что после прохождения двухдневного комплаенс-тренинга в январе, сотрудник сможет вспомнить что-либо в июле. Но если ежемесячно ему отправлять небольшие порции информации, которые нацелены на определенный аспект и служат в качестве напоминания, вероятность запоминания такой информации значительно выше.

Сходные определения

► Bite-sized learning — «порционное» обучение;

► Nano-learning — нанообучение;

► Subscription learning — обучение по подписке;

► Capsule learning — капсульное, ампульное обучение;

► Learning nugget — обучающая крупица;

► Learning-on-the-go — обучение «на ходу».

Микрообучение в цифровую эпоху

Повсеместное применение микрообучения в разработке и реализации программ стало естественным ответом образовательной отрасли на массовые изменения в поведении людей, способов восприятия и переработки информации.

Человечество глобально переходит от культуры глубокого внимания (deep attention), когда мы способны концентрироваться на одном объекте или информационном потоке в течение продолжительного периода времени без внешнего стимулирования, к культуре гипервнимания (hyperattention), которая характеризуется переключением фокуса между множеством информационных потоков, предпочтением высокого уровня стимулирования внимания и низкой толерантностью к скуке. Теперь, чтобы удержать внимание на конкретном объекте, нам нужны дополнительные стимулы и факторы, которые не дадут нам переключить внимание на другие предметы.

В условиях гипервнимания из-за огромных массивов обрабатываемой современным работником информации обостряются следующие особенности восприятия информации1.

Современный человек:

не читает все до конца. На просмотр одного цифрового документа человек тратит в среднем 20 секунд и читает только 25% текста;

быстро забывает изученное. 80% изученного забывается в течение 30 дней после окончания процесса обучения, 90% — в течение года.

Кривая забывания (forgetting curve)

Кривую забывания получил в результате экспериментального изучения памяти немецкий психолог Герман Эббингауз (Hermann Ebbinghaus) в 1885 году. Он занимался изучением «чистой» памяти — запоминания, на которое не влияют процессы мышления. Во время экспериментов ученый предлагал метод заучивания бессмысленных слогов, состоящих из двух согласных и гласной между ними, не вызывающих никаких смысловых ассоциаций (например, бов, гис, лоч и т. п.)2.

Результаты опыта установили быстрое забывание после первого безошибочного повторения серии таких слогов. До 60% всей полученной информации забылось человеком уже в течение первого часа, а через 10 часов в памяти человека осталось лишь 35% от изученного. Примечательно, но далее процесс забывания замедляется, так как через шесть дней в памяти осталось около 20% от общего числа первоначально выученных слогов, столько же осталось в памяти и через месяц.

кривая забывания


Герман Эббингауз

Герман Эббингауз (Hermann Ebbinghaus) (1850–1909) — немецкий психолог-экспериментатор, автор трудов «О памяти»3 и «Принципы психологии»4. Изучал закономерности запоминания и забывания информации, вывел кривую, показывающую нелинейный характер процесса забывания. Основал в Германии две психологические лаборатории, преподавал в Университете Фридриха Вильгельма, Вроцлавском и ГаллеВиттенбергском университетах.


Борьба с кривой забывания

Из опытов Г. Эббингауза можно сделать несколько выводов:

► для эффективного запоминания необходимо многократное, разнесенное по времени повторение заученного материала (тогда уровень запоминаемости можно повысить до 90% через месяц);

► осмысленное запоминание в 9 раз быстрее механического заучивания;

► лучше запоминается короткая информация, «упакованная» в логически завершенные формы;

► вовлечение учащихся в деятельность повышает эффективность запоминания.

Эти идеи легли в основу ключевых технологий современного образования. В частности, микрообучения, обучения с погружением, интерактивных методов обучения.

 кривая забывания

Принципы эффективного микрообучения

1. Единицы контента самодостаточны, автономны, но представляют собой часть чего-то бо́льшего. В фокусе внимания один четко заданный результат обучения.

2. Создано для определенной целевой аудитории.

3. Продолжительность каждой единицы контента определяется ожидаемым результатом обучения и форматом контента. В исследованиях нет четких данных о том, какова должна быть идеальная максимальная продолжительность микроконтента. Он должен продолжаться столько, сколько нужно для решения определенной проблемы. 5-минутное обучение, которое не решает обучающую задачу, является потерей 5 минут времени обучающегося.

4. В микроединицах больше «демонстрируют» и «делают», чем «говорят»: необходимо использовать видео, анимацию, игру, сценарии, инфографику, памятки.

5. При сокращении контента растет роль контекста. Необходимо использовать максимальное количество историй, ассоциаций, метафор, которые удерживают внимание и запоминаются.

6. Немедленная практическая применимость: необходимо фокусироваться на том, как именно применить изученное сразу после изучения.

7. Холистический подход: в итоге микроединицы контента должны сложиться в целостную исчерпывающую картину, дать полный взгляд на тему.

8. Доступ к учебным материалам обеспечивается с любых устройств: мобильных и стационарных в любое удобное время.

Микрообучение в цикле обучения

микрообучение

Пример применения

Программа «Комплаенс» Корпоративного университета Сбербанка5 «Комплаенс» — дистанционная программа развития профессиональных компетенций Школы риск-менеджмента, базовый контент которой — внутренние нормативные документы Банка (ВНД).

микрообучение

Источники

  1. Bersin J. — ‘’Meet the Modern Learner: Engaging the Overwhelmed, Distracted, and Impatient Employee, 2014

  2. Карпенко Л. А., Ярошевский М. Г. — «История психологии в лицах. Персоналии» / Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005

  3. Ebbinghaus H. — ‘’Über das Gedächtnis’’ — Darmstadt: WBG — Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2014

  4. Ebbinghaus H. — ‘’Grundzüge der Psychologie’’ — Leipzig: Veit & Comp., 1902

  5. Баснер А. А. «Внедрение микрообучения в программу «Комплаенс» — Информационно-аналитический бюллетень EduTech Корпоративного университета Сбербанка No1, 2016