Стресс-тест российской системы высшего образования в период пандемии: университеты справились

Картинка

На заседании Общественного совета при Минобрнауки России ректорами и рабочими группами университетов был представлен доклад «Уроки „Стресс-теста“: вузы в условиях пандемии и после неё», посвящённый оценке влияния COVID-19 на систему высшего образования. Согласно докладу, система высшего образования в целом справилась с переходом на дистанционный формат, однако стала очевидной необходимость разработки и реализации новой смешанной модели обучения, повышения гибкости образовательных процессов, а также внедрения и развития цифровой инфраструктуры в учебных заведениях.

Основные выводы:

Преподавательский состав в период пандемии: нехватка цифровых компетенций и предпочтение традиционного формата.

  • До пандемии 60 % преподавателей редко или никогда не проводили лекции и занятия в дистанционном формате или в формате вебинаров. Почти всем (96 %) пришлось перейти в онлайн-формат работы, но даже к маю 2020 года более 60 % преподавателей отметили, что не имеют достаточных навыков в применении цифровых решений.
  • Лишь 15 % преподавателей отметили рост качества образования в дистанционном формате, в то время как 60 % усомнились в эффективности онлайн-формата и не планируют продолжать его активное использование после выхода из самоизоляции.
  • За время работы «на удалёнке» выросла доля преподавателей (с 30 до 70 %), которые видят в цифровых технологиях новые возможности для повышения доступности качественного образования.

Студенты в период пандемии: недостаток общения и сложности самоорганизации

  • Студенты положительно отнеслись к новым подходам обучения: 34 % не считают дистанционный формат менее эффективным, а более 33 % предпочли онлайн-формат очному обучению.
  • Студенты не испытывали нехватку цифровых компетенций. На первый план вышли социально-психологические сложности при адаптации к новому формату: более 40 % отметили недостаток очного общения с преподавателями и сокурсниками в качестве основной сложности организации обучения в дистанционном формате.

Цифровая инфраструктура: неразвитость и необходимость интеграции образовательных технологий

  • К началу перехода в дистанционный формат только 11 % вузов обладали цифровой инфраструктурой, достаточной для полноценной организации обучения в режиме онлайн, 13 % вузов не имели даже минимальной инфраструктуры. О наличии систем управления обучением (LMS) заявили 88 % учебных заведений, однако только у 45 % вузов показатели соответствовали реальному использованию LMS для организации образовательной деятельности. Резкая мобилизация цифровой инфраструктуры в вузах из-за пандемии позволила выявить её незрелость в большинстве учебных заведений и подтолкнула к переосмыслению инвестиций в её развитие: от массовой закупки компьютерной техники к инвестициям в облачные технологии.

📖 Читать оригинальные материалы: [1], [2]

Инструменты разработки обучающих решений
Пульс EduTech – обзор рынка образовательных технологий
Словарь-справочник
Журналы и отчеты