MOOCs: конец эпохи, несмотря на взрывной рост числа пользователей

Картинка

Самоизоляция 2020 года привела к взрывному росту спроса на массовые открытые онлайн-курсы (Massive Open Online Courses, МООСs). Этому немало способствовали СМИ, рассказывающие о MOOCs как об одной из наиболее интересных бесплатных возможностей времяпрепровождения в пандемию.

С 2012 года аудитория образовательных платформ выросла в 90 раз и составила 180 млн слушателей (без учёта Китая). Причём треть из них (60 млн) зарегистрировались впервые в 2020 году. Число курсов превысило 16,3 тыс., их предлагали 950 университетов.

Количество курсов на MOOC-платформах с 2012 по 2021 год

trends-6-1.jpg


Последний раз столь значительный скачок данного рынка произошёл в 2012 году, когда направление только зарождалось. В 2011 году Стэнфордский университет предложил бесплатно пройти три своих курса онлайн, а в следующем году уже 40+ университетов предлагали 250+ курсов. New York Times назвала 2012 год “The Year of the MOOC”. Тот же статус получил 2020 год.

trends-6-2.jpg

С течением времени платформы MOOCs научились лучше монетизировать свой контент, которого становилось всё больше за счёт подключения новых университетов и крупных технологических компаний. Эксперты объясняли данный эффект возникновением синдрома упущенной выгоды (fear of missing out, FOMO). Однако с привлечением новой аудитории возникали проблемы. Пандемия помогла МООСs совершить прорыв.

Наибольший прирост аудитории бесплатных онлайн-курсов стал наблюдаться с 15 марта 2020 года, а в апреле 2020 года платформы Coursera, edX и FutureLearn привлекли за один месяц столько же новых пользователей, сколько за весь 2019 год.

trends-6-3.jpg

Участники рынка быстро использовали предоставляемую вводимым локдауном возможность, предложив бесплатные курсы повышения квалификации и переподготовки с бесплатной сертификацией, доступ к каталогам для студентов университетов и др.

По данным образовательной платформы Class Central, 2020 год изменил спрос на МООСs. До пандемии самыми популярными были образовательные курсы, связанные с технологиями. Во время пандемии повысился интерес к социальным навыкам и общим темам.


trends-6-3.jpg

Несмотря на внушительное увеличение аудитории, MOOCs не справились с основной задачей обучения — вовлечь и удержать слушателей. Так за семь лет доля слушателей, проходивших курс до завершения, снизилась с 6 до 3%. Основная причина — новые требования слушателей к онлайн-образованию, которые ожидают не записанный контент, а практичное содержание с возможностью взаимодействия с другими участниками обучения.

Читать оригинальные материалы: [1], [2]

Инструменты разработки обучающих решений
Пульс EduTech – обзор рынка образовательных технологий
Словарь-справочник
Журналы и отчеты